Ещё в середине прошлого века в отдельных агрегатах и механизмах автомобилей начали применять специализированные смазочные материалы, так называемые «вечные смазки», которые закладывают в узел на заводе и используют до капитального ремонта узла или полного износа автомобиля.
«Вечная» во всех смыслах смазка №158
Идея о том, что смазку можно не менять в процессе эксплуатации, а заложить в узел однократно, показалась инженерам автопрома довольно привлекательной, поэтому «вечные смазки», к которым по праву относится Смазка №158, остаются популярными и востребованными и по сей день.
В каталоге компании «РУСМА» смазка №158 также присутствует на протяжении многих лет благодаря стабильному спросу на «синюю автомобильную смазку» и предлагается потребителям в пластмассовых вёдрах (8,5 кг). По желанию заказчика оптовая партия смазки №158 может быть расфасована в пластиковые картриджи (тубы) объёмом 400 мл.
Смазка, рождённая в СССР
Родина смазки №158 – Советский Союз. В 60-е годы советские химики разработали её в НИИ при Минхимпроме. Информация об этом смазочном материале, изготовленном по МРТУ 12Н 139–64, содержится в разделе «Автомобильные специализированные смазки» сборника В.В. Синицына «Подбор и применение пластичных смазок», изданного в Ленинграде в 1969 году.
Согласно приведённому в справочнике описанию, разработанная в 1964 году Смазка № 158 (МРТУ 12Н 139–64) предназначалась для применения в автотракторном электрооборудовании (генераторы, стартеры, магнето), где она без смены обеспечивала работу подшипников качения в течение длительного времени (до нескольких лет). Благодаря этому отпадала необходимость в периодической смазке таких агрегатов при эксплуатации автомобилей и тракторов.
О смазке №158 без купюр
В отличие от повсеместно встречающихся сегодня «маркетинговых описаний» смазок, справочник В.В. Синицына максимально откровенен со своими читателями и прямо заявляет не только о достоинствах продуктов, но и об их недостатках, ограничивающих область их применения. Про смазку №158 здесь читаем: «Смазка имеет плохие низкотемпературные свойства, что объясняется её приготовлением на вязком авиационном масле. В подшипниках качения электрооборудования автомобилей это не имеет, однако, большого значения, поскольку такие узлы трения не нуждаются в морозостойких смазочных материалах».
На деле смазка №158 (МРТУ 12Н 139–64) была работоспособна в течение длительного времени при температурах от –20 до +100°С, допускался её кратковременный перегрев до +120°С. Условия эксплуатации требовали, чтобы температура каплепадения смазки была не ниже 125°С, но по факту у смазки №158 этот показатель уже тогда был выше – близок к 150°С.
Апгрейд смазки №158
В 1977 году смазка №158 пережила, выражаясь современным языком, апгрейд. Версия 1977 года, изготовляемая по ТУ 38.101320–77, получила более широкий температурный диапазон работоспособности (от –30 до +110°С) и расширила сферу применения: к подшипникам качения автотракторного оборудования добавились игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости.
Смазка №158 (ТУ 38.101320–77) как и её более ранняя версия Смазка №158 (МРТУ 12Н 139–64) на сегодня представляет собой синюю мягкую мазь гладкой текстуры. Необычный насыщенный синий цвет смазки объясняется присутствием в её составе особой добавки – фталоцианина меди, играющего роль загустителя и антиокислительной присадки. Отметим, что специалисты научной лаборатории компании «РУСМА» сегодня также используют фталоцианин меди в качестве добавки в различных смазочных материалах нового поколения – пластичных смазках и антифрикционных покрытиях.
Смазка №158 от компании «РУСМА»
Смазка №158 (ТУ 38.101320–77), выпускаемая компанией «РУСМА» сегодня, представляет собой минеральное масло МС-20, загущённое литиево-калиевыми мылами стеариновой кислоты, жирных кислот канифоли с добавлением все того же фталоцианина меди.
Благодаря улучшенному составу и особой технологии изготовления температурный диапазон её применения стал ещё шире: от –50 до +120°С.
Выпускаемая компанией «РУСМА» смазка №158 применяется в подшипниках качения генераторов, игольчатых подшипниках крестовины карданных сочленений, в узлах трения очистки ветровых стёкол автомобилей, тракторов и других машин.
Аналоги, заменители и спецификации смазки №158
Отечественными заменителями смазки №158 являются смазка ШРУС-4 и смазка ФИОЛ-2У. Среди зарубежных аналогов можно выделить: Energrease LS-EP 2, SY 2202 (BR), Alvania RL 1 (Shell), Inc Nyco Grease 57c (Nyco Interm)
Обозначение смазки №158 по ГОСТ 23258-78 выглядит так: СМI-МII 4/12-Т2, по международному стандарту DIN 51502 смазка №158 маркируется следующим образом: КF1-2K-50.