Графитовая смазка и ее особенности

Графитовая смазка, она же графитная – один из самых известных консистентных (не текучих) смазочных материалов. Смазки, изготовленные с добавлением порошкового графита, хорошо себя проявляют в тяжелонагруженных механизмах. Кроме того, графит входит в состав многих высокотемпературных смазок, поскольку по термостойкости он превосходит другой популярный, но более дорогой твердосмазочный материал – дисульфид молибдена.

Сегодня графитовая смазка предлагается потребителю в виде твердосмазочных антифрикционных покрытий в аэрозольной упаковке, в виде спрея. В ряде случаев – это очень удобная и надёжная альтернатива традиционной графитовой смазке.

Состав графитовой смазки и смазки в виде спрея

Содержание графита в различных пластичных смазках может составлять от 0,5 до 20%. В графитных пастах и того более – до 80%. В «классической» пластичной графитовой смазке содержание графита в общей массе составляет около 10–12 %.

Основой пластичной графитовой смазки чаще всего служат различные масла, загущённые кальциевым или литиевым мылом. В качестве добавок чаще всего выступают антикоррозионные присадки.

Антифрикционное твердосмазочное покрытие на основе графита представляет собой ультрадисперсный порошковый графит с добавлением дисульфида молибдена, равномерно распределённый в смеси растворителей с полимерным связующим компонентом.

Поверхности, обрабатываемые пластичными графитовыми смазками, всегда гладкие и блестящие. Поскольку графит, входящий в состав пластичных смазок, способен не только заполнять мельчайшие неровности. При значительных нагрузках работает как тончайший абразив, шлифующий и полирующий трущиеся поверхности. Именно поэтому к качеству графитного порошка, входящего в состав графитовой смазки, предъявляются высокие требования по качеству. Примеси способны свести на нет «полирующий эффект» и существенно снизить антифрикционные свойства графитовой смазки.

Низкая стоимость сырья, необходимого для производства графитовой смазки, в сочетании с ее высокими смазывающими свойствами и широким диапазоном рабочих температур позволяют считать ее практически идеальным и универсальным смазочным материалом. Исключение составляет лишь ситуация, в которой смазка эксплуатируется без доступа воздуха, в вакууме. Здесь графитовая смазка работает хуже. Вместо неё используют смазку на основе дисульфида молибдена.

Проблему решает Антифрикционное твердосмазочное покрытие «РУСМА D 321 R», где графит и дисульфид молибдена работают вместе.

История графитовой смазки

Самой широко известной графитовой смазкой в России по сей день является советская «Смазка графитная (УСсА)», изготовленная в соответствии с ГОСТ 3333-80. Смазку УСсА используют для смазывания грубых тяжелонагруженных механизмов: открытых шестерёнчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор и др. Температурный интервал применения от –20 до +60 °С. Допускается применять смазку при температуре ниже –20 °С в рессорах и аналогичных устройствах.

Интересно, что в справочниках, изданных до 1950 года, можно встретить графитную смазку «УСА» ГОСТ 3333–46 (в аббревиатуре всего одна «С»). Название расшифровывается как «смазка Универсальная Среднеплавкая Активизированная».

До появления советского ГОСТа на графитную смазку в промышленности также использовалась смазка на основе порошкового графита, известная как «графитная мазь». Она представляла собой солидол, изготовленный на вязком масле с примешанным к нему графитом (10%). Среди критических замечаний специалистов, высказанных в адрес этого продукта при сравнении с импортными аналогами, отмечалось низкое качество порошкового графита.

Графитовые пластичные и полужидкие смазки «РУСМА»

Благодаря универсальности и высокому качеству графитовой смазки, изготовленной по ГОСТу 3333-80, спрос на советскую смазку УСсА остаётся стабильным. Нет ничего удивительного в том, что компания РУСМА продолжает её производство и продажу. Тем не менее УСсА – далеко не единственная смазка с добавлением порошкового графита в каталоге компании РУСМА.

Есть среди графитовых смазок и собственная разработка – универсальная высокотемпературная смазка «РУСМА ГРАФИТОВАЯ» ТУ 0254-100-46977243-2010, которая представляет собой кремнийорганическую жидкость, загущённую кальциевым мылом стеариновой кислоты с добавлением антикоррозионной присадки и порошкового графита. Смазка применяется для смазывания тихоходных подшипников вагонеток и конвейеров, работающих при температуре до +400°С, и сопрягаемых поверхностей стальных труб и запорной арматуры – вентилей, кранов, переходников, задвижек, работающих в условиях экстремальных температур и высокой влажности.

Еще один востребованный продукт – Смазка графитная БВН-1 ГОСТ 5656-85, полужидкая, предназначенная для облегчения свинчивания и развинчивания резьбовых соединений или для предотвращения их пригорания при нагреве. Смазка применяется для зубчатых и винтовых передач всех видов. Работает при температурах от –50 до +120°С.

Графитовые смазки «РУСМА» в аэрозольной упаковке

Сегодня все большее распространение получают смазки нового поколения – антифрикционные твёрдосмазочные покрытия, выпускаемые в виде спреев. Есть графитовая смазка-спрей и в каталоге продукции компании «РУСМА».

Преимуществ у такого продукта несколько. Во-первых, аэрозольные смазки удобно наносятся на детали со сложной геометрией, а также на узлы, расположенные в труднодоступном месте агрегата.

Во-вторых, в большинстве случаев для длительной эксплуатации узла достаточно однократного нанесения, поскольку покрытие образует на сопрягаемых поверхностях тонкий полимерный слой, прочно удерживающий в себе частички твёрдого смазочного наполнителя.

Ещё одно преимущество антифрикционных покрытий – возможность их эксплуатации в запылённой среде. Там, где пластичная смазка на мыльной основе будет постоянно загрязняться пылью, работающей, как жёсткий абразив, полимерное покрытие будет оставаться сухим, без снижения смазывающих свойств.

Применение графитовой смазки, выпущенной в виде спрея

Антифрикционные покрытия на основе графита (или с добавлением дисульфида молибдена) предназначены для антифрикционной обработки деталей различных узлов и агрегатов:

  • направляющих и подшипников скольжения конвейерных систем, станков, турбин, трубопроводной арматуры;
  • запорных клапанов ТЭС;
  • замков лопаточного аппарата турбины;
  • ходовых винтов и шлицевых соединений металлообрабатывающих станков;
  • направляющих, петель, шарниров, замков, дроссельных заслонок, шлицевых и резьбовых соединения в автомобилях;
  • зубчатые передачи полиграфического оборудования;
  • цепные передачи конвейеров печей и подъёмно-транспортных машин;
  • поверхности скольжения стяжных муфт и регулирующих клиньев;
  • резьбовые соединения, в том числе из нержавеющей стали;
  • роторы винтовых безмасляных компрессоров.

В розницу графитовую смазку-спрей АФП «РУСМА D 321 R» можно купить в интернет-магазине.

По вопросам оптового приобретения обращайтесь в Отдел продаж: