Вопрос смазки свечей зажигания достаточно глубокий. Здесь и яркие дискуссии автовладельцев, которые уверены разошлись по двум лагерям, и разнообразные доказательства необходимости смазки для авто свечей (или наоборот). Чего только не встретить в жарких спорах на эту тематику.
Суть проблемы
Проблема кроется в известной каждому автомобилисту ситуации. Представим себе автосвечи, которые набегали не одну тысячу километров. Пришло время их замены и тут незадача – сдвинуть с места резьбу юбки обычным усилием практически невозможно.
Здесь важна фраза «сдвинуть», а не «сорвать». Владельцы нередко прибегают к типичным методам открутить тугую резьбу. Классическая WD-40, удлинители на свечной ключ и вся сила в руках – чего только не идет в ход. Сколько потом боли приносят разрушенные свечи, тело которых осталось в посадочном колодце. Особенно это относиться к дизельным электросвечам, которые могут не выкручиваться по несколько сотен тысяч километров.
В чем же причина? Ведь в автомобиле есть масса других узлов с резьбовым соединением, проблем с которыми нет. Ответ – экстремальные режимы работы. В процессе эксплуатации стандартная свеча подвергается ряду воздействий:
- высокие температуры – в эпицентре вспышки топлива в цилиндры нагрев может достигать 1000 градусов и даже выше, что сказывается на температуре самой свечи;
- резкие колебания давления в камере сгорания, особенно на цикле сжатия топливо-воздушной смеси и ее горения;
- постоянное воздействие газов, которые включают продукты горения топлива.
Под действием всех перечисленных факторов начинаются физические изменения в структуре металла юбки свечи. Как известно, нагревание приводит к линейному расширению материала. Металл, в частности резьба электросвечи, быстро реагируют на такие параметры внешней среды, изменяя свои габариты.
Добавим к эффекту регулярных циклов линейного расширения/сжатия металла:
- постоянные перепады давления, которые буквально «вбивают» витки резьбы в ответные канавки;
- окалину;
- продукты горения топливной смеси;
- на славу затянутую свечу заботливым автовладельцем.
На выходе получим предсказуемое явление – закипевшая, а в некоторых случаях практически сваренная свеча.
Нужно ли мазать?
Здесь начинаются разногласия. Техническая регламентация производителей современных силовых агрегатов рекомендует использование специальных составов на резьбовом теле.
С другой стороны, изготовители электросвечей, например Denso, в паспорте прямо оговаривают, что деталь должна устанавливаться в колодец насухо. Однако при этом нет категорических запретов на использование смазок.
Дополнительного жару добавляют автовладельцы со стажем. Несколько десятков лет активной эксплуатации автомобиля, никакой смазки и свечи нормально работали – зачем тратиться на модные фишки, навязанные производителями.
В реальности, однозначного ответа здесь нет – все зависит от самого владельца автомобиля. Действительно можно эксплуатировать авто десятками лет и не заморачиваться по поводу смазочных составов. С другой стороны, особо везучие автолюбители могут столкнуться с закисшей резьбой сразу после первой замены свечей.
Единой статистики по этому поводу нет, однако использование смазки все-таки оправдано. Это:
- гарантия того, что электросвеча не прикипит к колодцу при следующей ее замене;
- экономически выгодно – сами составы не слишком дорогие (ремонт головки куда дороже), при этом тюбика хватает на несколько замен;
- несложно – очистить и нанести смазку на резьбу не вызовет трудностей в любого владельца.
В конце концов, это вопрос грамотного ухода за машиной. Опытные автолюбители не ждут проблему – они ее предотвращают. В ситуации со свечами это особенно выражено.
Что нужно смазывать?
Существует два метода и, соответственно, состава для смазки свечей:
- Резьбовые. Данные составы предназначены для предотвращения прикипания и эффекта сварки свечи в ответном колодце головки. Функция данной смазки сводиться к изоляции самой резьбы от агрессивных условий и упрощение ее откручивания в дальнейшем.
- Диэлектрические. Данные составы наносятся непосредственно на керамическое тело электросвечи. Функция смазки – увеличить электрическую изоляцию свечей и предотвратить возможный пробой искры.
Для диэлектрических смазочных веществ важно нанесение. Категорически запрещено ее попадание на электроконтакты и любые токопроводящие места — сама смазка является изолятором.
Типы смазочных материалов
Издавна автовладельцы применяли вазелин, масло и даже отработку. Однако потом стало понятно, что данные вещества банально не подходят для длительной экстремальной эксплуатации – они выгорают.
Сегодня выделяют три основных вида резьбовых свечных смазочных агентов:
- графитовый – недорогой, простой и доступный состав, однако работает только в ограниченном диапазоне температур (не подойдет для «горячих», дизельных двигателей);
- медная смазка свечей – отличный вариант с высокой температурной способностью (до 1200 градусов), обладает выраженными антикоррозийными свойствами;
- керамические – компаунд включает в себя мелкую пыль керамики, выдерживает существенную механическую и температурную нагрузку (до 1400 градусов).
Керамика практически не поддается смыванию жидкостью, кислотами. Часто используется для дизельных и «накрученных» моторов. Графитовая и медная смазка для свечей зажигания больше используются в бензиновых ДВС. Последняя, к слову, представляет собой больший интерес из-за ее лучших защитных свойств.
Все резьбовые пасты наносятся на витки свечной юбки тонким, распределенным слоем.
Диэлектрические компаунды очень схожи. В их основе густой гель-диэлектрик, работающий на защиту от пробоя в диапазоне до нескольких десятков тысяч Вольт. Наносятся они исключительно на керамическое тело электросвечи, иногда – на индивидуальные свечные катушки или провода.